В научной статье «Почему современные гуманоиды не научатся ловкости» Родни Брукс предрекает неминуемый провал современному поколению антропоморфных роботов. Проведя анализ робототехники за последние полвека, начиная от пионерских моделей вроде WABOT-1 и ASIMO до современных машин, таких как Atlas от Boston Dynamics, он пришел к неутешительному выводу. Основной лейтмотив его работы заключается в том, что, несмотря на впечатляющий технологический прорыв в сенсорах и процессорах, ключевая задача робототехники, а именно развитие тонкой моторики или ловкости рук, так и не была решена. Именно эту проблему он образно называет «стеной», в которую неизбежно упираются все разработчики.
Брукс утверждает, что современная методика обучения роботов обречена на провал из-за фундаментального различия в типах данных. Он объясняет, что модели для распознавания речи и изображений достигли успеха благодаря работе с огромными, но хорошо размеченными и структурированными датасетами. В то же время данные, описывающие физическое взаимодействие (например, захват объекта), по своей природе хаотичны, неструктурированы и зависят от бесконечного числа переменных. По его словам, невозможно создать универсальный «словарь» для всех возможных физических манипуляций. «Процесс хватания подобной четкой структуры лишен» и именно поэтому слепое копирование методов из других областей ИИ не принесет результата.
Миллиардные инвестиции, которые технологические корпорации, включая Tesla, Figure AI и Agility Robotics, направляют на разработке роботов-универсалов, могут оказаться вложениями в тупиковую технологию. Такое предостережение озвучивает Родни Брукс, комментируя, в частности, планы Илона Маска по выпуску тысяч единиц Optimus. По его убеждению, без решения сложнейшей задачи по созданию чувствительных и надежных кистей все эти проекты не более чем дорогостоящие маркетинговые кампании. Косвенным подтверждением его правоты служат сведения о том, что на производственных площадках Tesla скопилось множество прототипов, фактически являющихся «безрукими» манекенами, что наглядно демонстрирует, на какой именно стадии застряла отрасль, несмотря на колоссальные финансовые вливания.
Помимо технологических трудностей, Брукс затрагивает и сугубо практические вопросы безопасности. Он напоминает, что неуклюжая машина размером с человека при падении превращается в неуправляемую массу с сокрушительной кинетической энергией. Его рекомендация однозначна: в целях безопасности следует держаться от подобных роботов на расстоянии не менее трех метров. Этот аргумент подводит к более глобальному выводу: в будущем сама концепция «гуманоидности» будет кардинально переосмыслена. По его мнению, инженеры откажутся от слепого копирования человеческой анатомии в пользу куда более эффективных, узкоспециализированных решений: колес вместо ног для передвижения по ровным поверхностям, вакуумных захватов вместо кистей для работы с определенными объектами и камер, расположенных там, где обеспечивается оптимальный обзор, а не там, где у человека находятся глаза.
Для многих экспертов в области робототехники аргументы Брукса прозвучали как болезненное дежавю, напомнив о недавней истории с беспилотными автомобилями, где завышенные обещания так же столкнулись с суровой реальностью. Именно эта часть сообщества на Reddit высоко оценила трезвый взгляд автора. Однако нашлось и немало оппонентов, обвинивших Брукса в необоснованном пессимизме. По их мнению, он игнорирует стремительный прогресс в ключевых областях: создании реалистичной искусственной кожи для осязания предметов, разработке более точных приводов и обучении нейросетей сложным манипуляциям - всё это, по их словам, уже в ближайшем будущем поможет решить проблему ловкости.
Пустяк, если мы никак не сможем быть вместе! Пусть так, надеюсь, к лучшему, ведь есть эта песня! Каплями, и остальным моя любовь будет вечна, И я, надеюсь и верю в то, что она будет встречна!